Школа Активного Гражданина

 

   Ключевая идея проекта «Шаг» — создать площадку для активного диалога молодежи с политиками, общественными деятелями, учеными, писателями, журналистами, артистами. Это позволит сформировать у гимназистов критическое мышление, аналитические способности, коммуникативные навыки.

   При реализации проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году решаются задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.

Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).

Национальный институт образования будет осуществлять разработку информационно-методических материалов для реализации проекта с учетом информации, представленной органами государственного управления.

Поэтапная подача и обсуждение информации с учащимися предполагает следующую форму организации работы.

ШАГ 1 предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).

ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень). При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

В ШАГе 2 предполагается приглашение предложенных кандидатур для участия в мероприятии в виде брифинга или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому». При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам) и представляет ее. Организуется обсуждение с учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 подводятся итоги мероприятия. Учащимся предлагается создать страницы виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2.

Разработанные учащимися страницы альбома будут размещаться на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы гордимся.

В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом из 8 страниц, которые станут основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2024 г.

Информационные материалы и методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования

Положение по "ШАГ" - Школе Активного Гражданина

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ГУ «Учебно-методический

кабинет Московского района г.Бреста»

_____________И.Л.Завьялова

«27» сентября 2023 г.

 

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о районном конкурсе интерактивных альбомов,

    в      рамках      реализации     республиканского

    информационно-образовательного         проекта

    «Школа Активного Гражданина»

 

  1.  Общие положения

   1.1. Настоящее Положение о конкурсе интерактивных альбомов (далее – Положение) в дистанционной форме устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности участников проекта по разработке интерактивных альбомов, сроки и этапы создания и размещения материалов альбома на сайтах учреждений образований.

    1.2. Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году размещены на сайте adu.by (https://vospitanie.adu.by/shkola-aktivnogo-grazhdanina.html).

     1.3. Организацию и проведение конкурса осуществляет ГУ «Учебно-методически кабинет Московского района г. Бреста».

     1.4. В своей работе организаторы руководствуются настоящим положением.

 

  1.  Цель и задачи

   Интерактивный альбом является эффективным средством для проведения мероприятий, а также для организации самостоятельной работы обучающихся. Интерактивный альбом, подготовленный педагогом, учащимся или инициативной группой учащихся является многофункциональным наглядным средством организации образовательного процесса.

    2.1. Цель: стимулирование инновационной деятельности педагогов, учащихся, ориентированной на личностную и творческую самореализацию.

      2.2. Задачи:

      привлечь внимание педагогов и учащихся к современному средству обучения – интерактивный альбом;

      выявить и поддержать перспективные инновационные образовательные педагогические инициативы;

     стимулировать   интерес учащихся к героической истории страны, активной гражданской позиции, к землякам, прославивших          Родину, приверженность к нравственным идеалам;

      создать условия для гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

      способствовать воспитанию информационной культуры учащихся V-VII, VIII-XI классов;

     создать условия для развития профессионального мастерства педагогических кадров в направлении разработки авторских         образовательных продуктов;

  создать условия для сетевого взаимодействия учителей на основе использования возможностей сети дистанционного образования;

     создать открытый банк методических, дидактических авторских материалов.

 

  1. Условия и порядок проведения конкурса:

   3.1. В создании альбома могут принимать участие педагогические работники, библиотекари учреждений образования, педагоги дополнительного образования, учащиеся V-VII, VIII-XI классов.

   3.2. Создатели представляют авторские интерактивные альбомы по темам республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». Методические рекомендации и материалы размещены на сайте adu.by (https://vospitanie.adu.by/shkola-aktivnogo-grazhdanina.html).

   3.3. Разработанные педагогами и учащимися страницы альбома необходимо размещать на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ».

    3.4. Организаторы руководствуются настоящим положением и оценивают фотоработы по следующим критериям:

соответствие теме конкурса;

художественность и оригинальность: альбом должен привлекать внимание особенностью художественного решения и оригинальностью;

техническое качество: фото/видео материалы должны быть хорошего качества.

 

  1. Требования к конкурсным работам

    4.1. интерактивный альбом может быть создан в любой программе (Genial.ly, PowerPoint, Glogster, Canva и другие)

  4.2. Альбомы, размещаемые на сайтах учреждений образования, не должны содержать материалы, порочащие честь и достоинства гражданина, нарушающие авторские права, а также другие законы Республики Беларусь.

  4.3. В материалах интерактивного альбома должна обязательно быть фотография земляка (земляков) – представителей соответствующей сферы общественной жизни, краткая биография. Также, альбом может включать аудиоматериалы, видеосюжеты (ссылки), в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и так далее. Формат фотографий – JPEG; размеры – не менее 2400 пикселей по длинной стороне кадра и dpi не меньше 300. Допускается обработка фотографий, направляемых на конкурс, с помощью компьютерных программ (графических редакторов). Разрешается базовая обработка фотографий, подчеркивающая авторский замысел (корректировка контраста, кадрирование, техническое ретуширование).

    4.4. Тема альбома должна носить образовательный характер, соответствовать теме «Родина моя Беларусь в лицах».

    4.5. Альбом должен:

соответствовать поставленной воспитательной цели и указанной возрастной категории учащихся, для которых предназначен ресурс;

содержать качественный иллюстративный, текстовый, аудио и видео контент;

содержать оптимальное количество интерактивных элементов.

   4.6. Возможности ресурса должны позволять использовать его для сопровождения образовательного процесса как педагогами, так и учащимися. Предполагается возможная организация самостоятельной деятельности учащихся с альбомом. Интерактив должен создавать условия многообразия форм и видов воспитательной деятельности, способствовать повышению мотивации и творческой активности обучающихся.

    4.7. Авторское право на созданные интерактивные альбомы сохраняется за их авторами.

    4.8. Авторы несут всю полноту ответственности за содержание разработок.

   4.9. Предъявляя методический продукт, участник гарантирует, что электронное средство обучения создано творческими усилиями автора, не нарушает чьи-либо авторские права, не наносит ущерба чьей-либо репутации, фотографии и авторские материалы несовершеннолетних размещены с согласия их родителей (законных представителей).

 

  1. Заключительные положения

    5.1. По итогам представления методической продукции оргкомитет информирует участников о результатах Конкурса, оформляет итоговую документацию.

  5.2. Результатом оценивания методических продуктов, представленных на Конкурс, является суммарный балл, состоящий из баллов, полученных в ходе оценки работ членами жюри в соответствии с критериями оценки.

  5.3. Результаты конкурса будут подведены 15 мая 2024 г.

Павлючук 29 12 10

 

свернуть

ОТЧЁТ по "ШАГ" - Школе Активного Гражданина (виртуальный альбом)

28 сентября 2023 года 

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов – до олимпийских вершин» (о легендах и героях спорта, развитии индустрии спорта и туризма)

Виртуальный альбом мероприятия

 

26 октября 2023 года

Тема: «Семья – начало всех начал» в рамках реализации образовательной программы «ШАГ»

Виртуальный альбом мероприятия

 

23 ноября 2023 года

Тема: «В этой красе величавой есть доля труда моего» в рамках реализации образовательной программы «ШАГ»

Виртуальный альбом мероприятия

 

21 декабря 2023 года

Тема: «Хранители прекрасного» в рамках реализации образовательной программы «ШАГ»

Виртуальный альбом мероприятия

 

25 января 2024 года

Тема:  «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» в рамках реализации образовательной программы «ШАГ»

Виртуальный альбом мероприятия

 

 

22 февраля 2024 года

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» в рамках реализации образовательной программы «ШАГ»

Виртуальный альбом мероприятия

 

 

21 марта 2024 года

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» в рамках реализации образовательной программы «ШАГ»

Виртуальный альбом мероприятия
свернуть

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов

Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа

(четвертый классный час месяца).

Целевые установки мероприятий в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

В 2022 году на страницах ежемесячного научно-практического и информационно-методического журнала «Веснік адукацыі» публикуется методическое сопровождение проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов. В 1-5 номерах журнала представлены матрицы классного часа, которые призваны помочь классному руководителю спроектировать его в рамках следующих тематических блоков: «Я и Закон» (январь), «Я и Общество» (февраль), «Я и Природа» (март), «Я и Культура» (апрель), «Я и Планета» (май). Матрицы классного часа размещены на страницах журнала таким образом, чтобы их можно было отрезать и использовать для индивидуальной работы. Сброшюровав заполненные матрицы с помощью скоросшивателя, классный руководитель получит методическую копилку мероприятий «ШАГ».

В первом полугодии 2022/2023 учебного года продолжится публикация матриц по следующим тематическим блокам: «Я», «Я и Школа», «Я и Семья», «Я и Малая родина».

Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:

Месяц

Тематический блок

Месяц

Тематический блок

Сентябрь

«Я»

Январь

«Я и Закон»

Октябрь

«Я и Семья»

Февраль

«Я и Общество»

Ноябрь

«Я и Школа»

Март

«Я и Природа»

Декабрь

«Я и Малая родина»

Апрель

«Я и Культура»

 

 

Май

«Я и Планета»

Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:

Тематический блок

Характеристики гражданской компетентности

«Я»

Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.

В фокусе обсуждения:

позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребностьв самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни;справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию

«Я и Семья»

Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин.

В фокусе обсуждения:

семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье

«Я и Школа»

Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.

В фокусе обсуждения:

школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию

«Я и Малая родина»

Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше.

В фокусе обсуждения:

значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности дляпроцветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие

«Я и Закон»

Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон.

В фокусе обсуждения:

правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки

«Я и Общество»

Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен,стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества.

В фокусе обсуждения:

любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах,активная общественная позиция

«Я и Природа»

Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите.

В фокусе обсуждения:

любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности

«Я и Культура»

Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны.

В фокусе обсуждения:

ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности

«Я и Планета»

Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором.

В фокусе обсуждения:

бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе

 

Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно организовать следующие мероприятия:

 

Тематический блок

Форма проведения классного часа и его тема

«Я»

Дискуссия «Правила счастливого человека»

«Я и Семья»

Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси»

«Я и школа»

Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»

«Я и Малая родина»

Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра»

«Я и Закон»

Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»

«Я и Общество»

Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или протест?»

«Я и природа»

Акция «У природы есть друзья – ты и я»

«Я и Культура»

Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси»

«Я и Планета»

Информ-дайджест «Беларусь на карте мира»

свернуть

Примерная тематика мероприятий "ШАГ" проекта для VIII-XI классов

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ «ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА»

В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ

Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями; в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание может уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.

п/п

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

  1.  

28.09.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом)

  1.  

26.10.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

  1.  

23.11.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

  1.  

21.12.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства)

  1.  

25.01.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

  1.  

22.02.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС)

  1.  

28.03.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

  1.  

25.04.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках)

  1.  

23.05.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Итоги»

   В методические и информационные материалы для реализации проекта кроме материалов по основной теме («Родина моя Беларусь в лицах») могут включаться материалы по наиболее актуальным текущим событиям общественной жизнь Республики Беларусь.

   В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году началась реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII классов.

    С рекомендациями по реализации образовательного проекта «ШАГ» можно ознакомиться

https://adu.by/images/2022/09/Rekomendacii_SHAG_2022-2023_.docx

-----------------------------------------------------------------------------------------------

свернуть