Советы психолога

Профилактика экзаменационного стресса

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи экзаменов

Владением информации о процессе проведения экзамена

Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы

Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.

Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Участием в подготовке к экзаменам

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.

Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.

Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

свернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

Рекомендации психолога  по подготовке к экзаменам

  1. При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
  2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.
  3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
  4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.
  5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
  7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.
  8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.

За эпиграф можно взять высказывание: “В моем словаре нет слова “невозможно”.

Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены

 Подготовка к экзамена

  1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
  3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
  5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
  6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
  7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
  8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
  9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
  10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
  11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
  12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
  13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.

Накануне экзамена

  1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
  2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
  3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
  4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.

Желаем удачи!

Советы психолога выпускникам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

свернуть

Как сохранить психическое здоровье

Умейте на время отвлечься от забот и неприятностей!

  • Как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнёта тяжёлых мыслей, переключаясь на другие заботы.
  • Ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих.
  • Будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в мировую катастрофу.
  • Если окружающие доброжелательны к вам, они найдут возможность выразить вам сочувствие и оказать помощь.
  • Что бы ни случилось в жизни, помните: жизнь продолжается.

Гнев – плохой советчик и непригодный метод в работе и отношениях между людьми.

  • Никогда не доводите себя до гнева, сделайте паузу, вспомните мудрую мысль: «Гнев – орудие слабых».
  • Осмыслите всю ситуацию, которая привела к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше вины других.
  • Вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями.
  • Лучшая эмоциональная разрядка – физическая работа.

Имейте мужество уступить, если вы ошиблись.

  • Упрямство свидетельствует о незрелости человека.
  • Умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его точку зрения.
  • Будьте самокритичны: не считайте своё мнение всегда правильным, абсолютной истиной.
  • Все взгляды людей относительны, и в каждой точке зрения есть доля истины.
  • Помните французскую пословицу: «Если женщина неправа – извинитесь перед ней».
  • Успехи не только приносят пользу для дела, но и вызывают уважение окружающих.

Будьте требовательны прежде всего к себе.

  • Не требуйте  от других того, на что сами не способны.
  • Не ожидайте от других того, чего не можете дать сами.
  • Чрезмерность требований всегда раздражает людей, ибо мера во всём – основа мудрости.
  • Не стремитесь переделать всех на свой манер. Воспринимайте людей такими, какие они есть, или вообще не имейте с ними дела.
  • Старайтесь найти в каждом человеке положительные черты и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.

Мы – люди, а не боги.

  • Нельзя быть совершенством во всём: каждый из нас в чём-то силён, а в чём-то слаб.
  • Не думайте, что вы лучше (хуже) всех: цените себя и людей.
  • Наши возможность и даже таланты ограничены, но они могут быть значительны и разнообразны.
  • В «разноцветии» качеств – ценность людей. Это надо видеть и ценить.
  • Узнайте свои возможность и делайте то, к чему у вас есть призвание, остальное делайте в силу своих возможностей, но всегда максимально добросовестно, честно, усердно.

Не носите в себе своё горе и не копите неприятности.

  • Не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем.
  • Горе, как  и счастье, надо делить с людьми: исповедь облегчает горе и усиливает радость человека.
  • Ищите человека, способного вас понять и разделить ваше горе.
  • Доброжелательных и рассудительных людей немало: они способны разделить горе и счастье.
  • Старайтесь быть участливыми и сочувствующими, добрыми и человечными, милосердными и мудрыми.
свернуть

Как справиться со стрессом за 5 минут

Если стресс настиг вас внезапно, Вы можете помочь себе, используйте приемы первоочередной самопомощи.

  • В острой стрессовой ситуации не принимайте никаких ответственных решений, если, конечно, Вы не оказались в центре стихийного бедствия. Если речь идет о спасении жизни, инстинкт самосохранения подскажет вам, что делать.
  • Медленно сосчитайте в уме до десяти или прочитайте любимое стихотворение.
  • Переключите внимание на дыхание. Медленно вдохните носом, обратите внимание на прохладное щекотание в ноздрях при вдохе. Медленно выдохните, обратив внимание на разницу температуры вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  • Если стрессовая ситуация захватила вас в помещении, извинитесь, если это нужно, и выйдите из помещения.
  • Смочите лоб, виски и руки до локтей холодной водой.
  • Внимательно осмотритесь по сторонам, обратите внимание на детали: цвет стен, форма и цвет предметов и т.д.
  • Рассмотрите какой-нибудь мелкий предмет. Обратите внимание на его форму, цвет, структуру. Затем закройте глаза и попытайтесь представить его.
  • Посмотрите в окно. Если можно, постарайтесь увидеть горизонт, небо. Сконцентрируйте внимание на том, что вы видите. Вы давно смотрели на небо?
  • Очень полезно в этой ситуации медленно выпить стакан воды, полностью сосредоточившись на ощущениях воды, текущей по горлу.
  • Выпрямитесь, вдохните и на выдохе медленно наклонитесь вперед так, чтобы голова и плечи свободно повисли. Оставайтесь некоторое время (1-2 минуты) в таком положении. Затем медленно выпрямитесь.

Все эти меры займут около пяти минут. Мир за это время не перевернется, а вы обретете способность контролировать свое состояние. Несколько позже полезны будут прогулка, поездка на велосипеде или любые умеренные физические упражнения. Главное, не изнурять себя.

свернуть

Как сдержать нарастающую агрессию

  • посчитать до десяти; 
  • сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов; 
  • походить, если это возможно, взад-вперёд по помещению
  • в темпе, диктуемом внутренним состоянием; 
  • порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а ещё лучше, если на ней предварительно написать «Я ненавижу…!», «Я терпеть не могу…!». Такую бумагу можно не только просто разорвать, но и торжественно сжечь, соблюдая, конечно, все правила техники безопасности). 
  • выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксёрской груши. 
  • самое конструктивное – разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой – уборкой помещения, стиркой работой в саду или просто спортивной игрой, бегом. 
свернуть

Что делать, если тебя обижают

Обидчики могут приставать к любому человеку. Поэтому надо знать, как справляться с ними. Вот несколько правил поведения в таких случаях:

  1. Когда ты плачешь или убегаешь, обидчик получает удовольствие и развлекается за твой счёт. Смотри ему (ей) в глаза, держись прямо и уверенно. Спокойно уйди.
  2. Постарайся не выходить из себя. Сохраняй спокойствие. Говори медленно, чётко и твердо.
  3. Если к тебе пристают, постарайся не оставаться в одиночестве. Попроси друзей быть рядом.
  4. Подумай, нельзя ли избежать встречи с обидчиками. Может быть, стоит выходить раньше или позже, выбрать другую дорогу.
  5. Не бери с собой деньги или дорогие вещи и не хвастай ими. Если у тебя требуют деньги или какие-то вещи, скажи, что родители проверят, где они. Если у тебя всё же что-то отобрали, не дерись. Расскажи об этом взрослым. Не нужно бояться правды.
  6. Если тебе дали смешное прозвище, постарайся отнестись к нему с юмором. Не бойся посмеяться над собой. Если прозвище оскорбительное, не нервничай. Твёрдо скажи обидчику, что в его словах нет ничего остроумного. Как еще можно реагировать, когда тебя дразнят, обижают:
    - Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). 
    - Отреагировать нестандартно. Существует несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях". 
    - Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». 
    - Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
  7. Никогда не угрожай обидчику.
  8. Не бойся признаться в том, что к тебе пристают. Лучше всего сказать об этом взрослым. Это не значит «ябедничать»! Помни, что, если обидчика не остановить, ему может понравиться издеваться над другими людьми. В следующий раз пострадает кто-нибудь ещё.

Не нужно стесняться того, что к тебе пристают. Через это проходят очень многие люди. Дело в том, что НЕ ТЫ ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, А ТВОИ ОБИДЧИКИ НЕ УМЕЮТ НОРМАЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ.

свернуть

Как вести себя при ссоре с учителем

  1. Дайте преподавателю высказаться, избегая того, чтобы перекричать или перебить его.
  2. Внимательно слушайте.
  3. Если преподаватель излишне возбуждён, сделайте паузу, соберитесь с мыслями.
  4. Скажите доброжелательным тоном: «Когда я вижу (слышу) Вашу реакцию (слова) на моё поведение (поступок, слова, мимику), то понимаю (чувствую), что я сказал (сделал) что-то не так. И впредь я постараюсь больше такого не повторять… Надеюсь, что и Вы будете более терпимы к своим слабостям».
  5. Если вы испытываете чувство обиды на учителя, то спросите себя: что заставило учителя причинить её мне? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, постарайтесь её устранить.
свернуть

Приёмы успешного запоминания

  1. Заучивай с желанием знать и помнить. Помни, что большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску – это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные же эмоции препятствуют запоминанию.
  2. Ставь цель запомнить надолго.
  3. Невыгодно учить «на завтра», до экзамена», «до контрольной»… Тот, кто, запоминая, ставит стрелку на «вечно», выигрывает. Если, конечно, запоминаемое этого стоит.
  4. Не принимай чувство «знакомости» материала за настоящее его знание. То, что ты чувствуешь, просматривая материал («уже видел», «уже слышал», «помню»), это еще не значит, что ты этот материал знаешь на самом деле. Иначе эта ситуация может закончиться драматической сценой  типа «опять двойка».  Узнать гораздо легче, чем вспомнить самому в отсутствие оригинала.
  5. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо запомнить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное; пересказать текст своими словами; представить запоминаемое в виде образов и т.д.  Если надо запомнить обширный  материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  6. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  7. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Целесообразно повторять материал сначала через 15-20 минут после его восприятия (этим предотвращается забывание). Последующие повторения лучше проводить через 8-9 и через 24 часа. Как видишь, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
  8. Существует закономерность запоминания, называемая «эффектом края»: известно, что лучше  запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
  9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  10. После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  11. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать и использовать все виды памяти.
  12. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, решай побольше задач – действуй! Память, подобно многим другим способностям, развивается путем постоянного упражнения.
  13. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции.
  14. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся вспомнить, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
  15. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
  16. Изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Для того, чтобы запомнить, чему равно число π, можно запомнить фразу: «Что я знаю о кругах». Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число – 3,1416.  Направление проведения нервного импульса по отросткам нервных клеток помогает запомнить простое слово «да» (от дендрита (д) к аксону (а)). 
свернуть

Как сделать класс дружным

  • Называй своих одноклассников по именам.
  • Уступай другим.
  • Не обижай тех, кто слабее тебя.
  • Не унижай других, не обзывайся, не придумывай другим клички.
  • Помогай своим одноклассникам, поддерживай в трудных ситуациях.
  • Доброжелательно относись к своим одноклассникам.
  • Не перебивай одноклассников  во время ответа на уроке.
  • Не выкрикивай с места, не комментируй ответы одноклассников, если тебя не просят.
  • Не считай себя лучше или хуже своих одноклассников, не задавайся.
  • Не употребляй в речи бранных слов.
  • Не обсуждай своих одноклассников за спиной.  Если, что-то тебя задевает, то скажи прямо.
  • Старайся разрешать все возникающие противоречия мирно (без криков и применения физической силы).
  • Участвуй во всех проводимых в классе мероприятиях.
  • В ситуации, когда ты не можешь решить возникшие трудности сам, обратись к учителю, школьному психологу, социальному педагогу.
свернуть