Всебелорусский патриотический проект «Память поколений во имя будущего»
Всебелорусский патриотический проект «Память поколений во имя будущего»
Условия проведения
Всебелорусского патриотического проекта
«Память поколений во имя будущего»
в учреждениях образования Брестской области
- Общие положения
- Всебелорусский патриотический проект «Память поколений во имя будущего» (далее – Всебелорусский патриотический проект) проводится в учреждениях образования страны в 2024-2025 годах в рамках реализации Плана подготовки и празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- Организатором проведения Всебелорусского патриотического проекта является Министерство образования Республики Беларусь.
Организационное и методическое сопровождение мероприятий Всебелорусского патриотического проекта осуществляется учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр).
Координатор областных этапов мероприятий Всебелорусского патриотического проекта – государственное учреждение образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодёжи». Координаторы региональных этапов определяются управлениями, отделами по образованию горрайисполкомов, администраций районов г. Бреста.
Мероприятия проекта реализуются совместно с республиканским общественным объединением «Белорусский детский фонд».
Организационное проведение Всебелорусского патриотического проекта обеспечивают:
на первом этапе – учреждения образования;
на втором этапе – структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
на третьем этапе – структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.
- Для проведения Всебелорусского патриотического проекта создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет), которые:
доводят информацию о Всебелорусском патриотическом проекте до сведения учреждений образования;
осуществляют персональный подбор состава жюри (при необходимости);
анализируют и обобщают итоги проведения Всебелорусского патриотического проекта;
освещают ход подготовки, проведения и результаты Всебелорусского патриотического проекта в средствах массовой информации.
- Для подведения итогов мероприятий Всебелорусского патриотического проекта (при необходимости) на каждом этапе оргкомитетом создается жюри.
Жюри мероприятий Всебелорусского патриотического проекта:
оценивает работы, которые представлены учреждениями образования;
определяет победителей и призеров соответствующих этапов мероприятий Всебелорусского патриотического проекта;
представляет информацию по результатам мероприятий Всебелорусского патриотического проекта в соответствующие оргкомитеты.
- Цель и задачи проведения Всебелорусского патриотического проекта.
Всебелорусский патриотический проект проводится с целью сохранения исторической памяти о героизме и подвигах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи Всебелорусского патриотического проекта:
содействие воспитанию у детей и учащейся молодежи гражданственности, патриотизма и уважения к подвигу защитников Отечества;
формирование чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, укрепление связи между поколениями через активное изучение судеб представителей семьи;
привлечение внимания общественности к важности изучения истории Великой Отечественной войны;
использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий для создания проектов, направленных на увековечение памяти о Великой Отечественной войне;
создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и учащейся молодежи.
- Участники Всебелорусского патриотического проекта.
Во Всебелорусском патриотическом проекте принимают участие творческие коллективы учреждений образования всех типов – учреждения дошкольного образования, общего среднего образования.
- Срок реализации Всебелорусского патриотического проекта.
Мероприятия Всебелорусского патриотического проекта реализуются в период с марта по сентябрь 2024 года в четыре этапа:
первый этап ‒ в учреждениях образования. На данном этапе учреждения образования направляют лучшие проекты в оргкомитет 2-го этапа;
второй этап ‒ районный/ На данном этапе рассматриваются представленные проекты и лучшие проекты направляются в оргкомитет 3-го этапа;
третий этап ‒ областной, в том числе для учреждений образования областного подчинения. На данном этапе рассматриваются представленные проекты и проекты победителей направляются в оргкомитет 4-го этапа;
четвертый ‒ республиканский, в том числе для учреждений образования республиканского подчинения. На данном этапе рассматриваются представленные проекты и определяются победители и призеры мероприятий Всебелорусского патриотического проекта.
Мероприятия Всебелорусского патриотического проекта согласно п. 5.2.-5.3. реализуются в четыре этапа, п. 5.4. – в один этап (номинации 5.4.4. и 5.4.5.), п. 5.5. ‒ в один этап.
- Порядок проведения Всебелорусского патриотического проекта.
- В рамках Всебелорусского патриотического проекта в 2024 году запланировано проведение республиканской акции «История Победы в лицах», республиканского конкурса «Наша Победа. Моя история», республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра», Всебелорусского диктанта «Я расскажу о Победе».
- Республиканская акция «История Победы в лицах».
- В рамках республиканской акции «История Победы в лицах» (далее – акция) творческие коллективы учреждений образования создают информационные стенды на тему «История Победы в лицах».
- На подготовительном этапе акции в учреждениях образования проводится совместная поисковая деятельность по сбору материалов о ветеранах, которые проживали (-ют) в данном населенном пункте (микрорайоне), педагогах учреждения – участниках Великой Отечественной войны.
Педагогические работники совместно с обучающимися участвуют в поисково-исследовательских экспедициях, встречах с очевидцами и участниками событий, их родственниками, записывают воспоминания, изучают литературные источники и тематические интернет-ресурсы, осуществляют культурно-просветительскую и общественно-полезную деятельность.
Полученный материал изучается и систематизируется, разрабатывается индивидуальный макет единого тематического информационного стенда (размеры стенда, его оформление определяются учреждением образования самостоятельно).
- Информационный стенд должен содержать:
краткое описание биографии участников Великой Отечественной войны (годы жизни, место рождения (смерти), боевой путь, боевые и трудовые награды, заслуги), другие необходимые по мнению участников сведения;
фотографии исследуемых героев военного (при наличии) и послевоенного (при необходимости) времени;
QR-коды, которые дополняют биографические сведения.
Для оценивания предоставляется электронный макет информационного стенда (в приемлемом качестве для печати в полном масштабе). Дополнительно прилагается информационная справка, которая содержит описание работы по подготовке, созданию информационного стенда и перспективам его использования с подтверждающими фотографиями, а также материал о просветительской и общественно-полезной деятельности учреждения образования по сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны.
- Критерии оценки информационного стенда:
полнота представления материалов на информационном стенде;
оформление информационного стенда (оригинальность, качество фотографий, форма представления и др.);
показатели, представленные в информационной справке (разнообразие методов сбора материалов, процент вовлеченности педагогического коллектива и обучающихся в эту работу, использование стенда в образовательном процессе учреждений образования);
дополнительные материалы, представленные в QR-кодах на информационном стенде.
- Лучшие информационные стенды определяются среди учреждений образования всех типов:
на втором этапе – среди учреждений дошкольного образования, учреждений общего среднего образования (1 победитель – 1 место) среди учреждений образования каждого типа);
на третьем этапе – среди победителей второго этапа, а также учреждений, реализующих программу профессионально-технического и среднего специального образования (не более 3 победителей (1 место) среди учреждений образования каждого типа);
на четвертом этапе – среди победителей третьего этапа, а также учреждений республиканского подчинения (не более 3 победителей (1 место) среди учреждений образования каждого типа).
Рекомендуется презентовать лучшие информационные стенды учреждений образования в рамках проведения мероприятий, посвященных 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также использовать их в работе по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи.
- Республиканский конкурс «Наша Победа. Моя история».
- В республиканском конкурсе «Наша Победа. Моя история» (далее – конкурс) принимают участие обучающиеся учреждений образования всех типов.
- На подготовительном этапе конкурса обучающимися проводится мини-исследование о страницах Великой Отечественной войны в истории их семьи:
организуются встречи с родственниками и записываются их воспоминания;
изучаются документы, фотографии, реликвии и другие материалы семейных архивов, отображающие историю своей семьи, отдельных ее представителей в период событий Великой Отечественной войны;
дополнительно изучаются тематические интернет-ресурсы, литературные и другие источники, которые позволяют дополнить имеющиеся данные.
- Конкурс проводится в двух номинациях: «Книга памяти моей семьи» и «Память поколений в истории моей семьи».
- Номинация «Книга памяти моей семьи».
- В данной номинации предоставляется материал о представителях семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне на фронтах и в тылу, являлись очевидцами событий данного периода. Материал может содержать: воспоминания, фотографии, документы, письма и другие необходимые сведения.
- «Книга памяти моей семьи» оформляется в виде:
лэпбука (номинация для воспитанников учреждений дошкольного образования, учащихся учреждений образования в возрастной категории до 14 лет (включительно) с участием педагогических работников и родителей);
фотокниги (номинация для учащихся с 15 лет и старше).
- Формат лэпбука определяется участниками самостоятельно в зависимости от возрастной категории (стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка и др.). Для размещения материала о своих родных рекомендуется использовать интерактивные элементы (вкладки и подвижные детали, конверты, кармашки, дверки, окошки и др.).
Проект предоставляется в бумажном варианте.
- В фотокниге в творческой форме представляется фотоматериал с описанием жизненного пути представителя рода (одного или нескольких): биографический портрет (годы жизни, место рождения (смерти), призыва, службы, воинское звание), боевой/трудовой путь, награды, др.
Дополнительно в фотокниге может быть представлен документальный материал, ссылки на другие источники, которые позволяют получить новые сведения о судьбах поколений семьи военного времени.
Проект предоставляется в электронном варианте в форматах Power Point, PDF.
- Критерии оценки проектов:
содержательность представленного материала и его познавательная ценность;
эстетичность, оригинальность, творческий подход;
наличие дополнительного материала и его представление в проекте.
- Номинация «Память поколений в истории моей семьи».
- В данной номинации предоставляется видеопроект, в котором участникам конкурса необходимо рассказать о судьбе своих родных – участников Великой Отечественной войны, их боевом пути, примерах мужества и доблести, трудовых подвигах в военное время, их вкладе в Великую Победу.
Основой видеопроекта являются воспоминания родственников о членах семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне, являющихся ее очевидцами, дополненные материалами, полученными в ходе исследования.
Видеопроект представляется в форме репортажа с элементами интервью, рассказа, с использованием фотографий семейного и других архивов, документов, др. Рассказ ведется от автора видеопроекта (кадровая или закадровая озвучка). Допускается использование при съемке и монтаже видеопроекта специальных программ и инструментов.
Видеопроект должен быть представлен в виде одного файла формата avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Название файла должно соответствовать названию видеопроекта.
Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи. Не рассматриваются видеопроекты, смонтированные в виде слайд-шоу.
Проект предоставляется в электронном варианте.
Критерии оценки видеопроекта:
информативность, логичность;
операторская работа (качество звука и изображения, звуковые и визуальные эффекты);
режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность);
общее эмоциональное восприятие.
- Для участия в областном этапе конкурса предоставляется не более 3 проектов – победителей региональных этапов в каждой номинации.
- Республиканская акция по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра».
- В республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра» (далее – акция) принимают участие коллективы обучающихся учреждений образования всех типов в возрастной категории с 12 лет и старше под руководством педагогических работников.
- Акция проводится в номинациях «Гирлянда Победы», «Букет ветерану», «Счастливое детство».
- Номинация «Гирлянда Победы».
- В данной номинации участники изготавливают гирлянду или венок из цветов, зелени, дополнительных материалов.
Выполненное произведение в преддверии Дня Победы возлагается к памятному месту, связанному с событиями Великой Отечественной войны в родном городе.
- Техника выполнения гирлянды/венка свободная.
- Номинация «Букет ветерану».
- В данной номинации участники изготавливают букеты из живых цветов, аранжировочной зелени и декоративных элементов ручной работы для вручения ветеранам войны (малолетним узникам, очевидцам военных событий, ветеранам труда).
- Техника выполнения букета свободная.
- Для участия в акции в номинациях «Гирлянда Победы» и «Букет ветерану» предоставляется творческий отчет в форме мультимедийной презентации (Power Point) в бумажном и электронном вариантах.
В творческом отчете должны быть отражены этапы выполнения работы и видеоматериал (хронометраж 3-5 минут) о возложении гирлянды к памятнику или вручении букета ветерану.
- Критерии оценки проектов в номинациях «Гирлянда Победы» и «Букет ветерану»:
общая идея, оригинальность;
сложность работы, композиция, пропорции, визуальный баланс;
выбор материала, цветовое решение;
техника выполнения.
5.4.5. Номинация «Счастливое детство».
5.4.5.1. В данной номинации участники создают проект тематического цветника в регулярном стиле, посвященного освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
5.4.5.2. При составлении проекта могут быть использованы однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения, малые архитектурные формы, отсыпки из инертного материала.
Площадь сада не менее 10 м².
5.4.5.3. Творческий отчет предоставляется в форме текстового материала (формат А4, шрифт Times New Roman 14) с описанием проекта цветника и графической части с экспликацией растений и условными обозначениями в бумажном и электронном вариантах.
5.4.5.4. Критерии оценки проектов:
обоснование данного решения идеи и его оригинальность;
эстетичный вид проекта цветника;
простота ухода, сочетание с окружающим ландшафтом;
видовое и сортовое разнообразие выращиваемых культур.
5.4.6. Для участия в областном этапе акции предоставляется не более 6 проектов – победителей региональных этапов в каждой номинации и типе учреждений (при их наличии).
5.5. Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе»
Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе» (далее – диктант) проводится с целью сохранения памяти о Великой Отечественной войне, повышения исторической грамотности и патриотического потенциала детей и учащейся молодежи.
Диктант проводится в единый день во всех учреждениях образования и посвящен 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
Диктант может состоять из двух частей: написание текста диктанта и выполнение текстовых заданий (сложность диктанта определяется в зависимости от возраста обучающихся).
Разработку материала к диктанту осуществляет государственное учреждение «Академия образования».
Республиканский диктант может проводиться в форме: онлайн-трансляции, демонстрации аудио- или видеофайла, диктовки текста с заданиями педагогом учреждения.
Дата и время проведения диктанта, а также подробная инструкция по проведению диктанта будет опубликована дополнительно на Национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/), интернет-платформе «Патриот.by» (https://patriot.rcek.by/) не позднее чем за 10 дней.
5.6. Подведение итогов Всебелорусского патриотического проекта.
На районный этап мероприятий Всебелорусского патриотического проекта направляются:
для номинаций п. 5.4. (эколого-биологическое направление) – методисту Терета А.В. до 17 мая 2024 г.;
для номинаций п. 5.2. и 5.3. (краеведческое направление) – методистам Павлючук И.А. (учреждения общего среднего образования), Павлючук Т.В. (учреждения дошкольного образования) до 24 мая 2024 г.
Работы принимаются в:
бумажном виде – номинации 5.3.4.3;
бумажном и электронном виде – 5.4.4. и 5.4.5.;
электронном виде – 5.2.; 5.3.4.4. и 5.3.5.
В случае предоставления неполных справочных и контактных данных (неточная информациия о номинации, либо ее отсутствие, неполные данные об авторах и руководителях работы, ФИО (полностью, должность руководителя проекта)) работы не принимаются и не рассматириваются.
Не принимаются к участию:
работы, оформленные не должным образом (оформление титульного листа либо заявки без указания полных контактных данных автора и руководителя; реферативные работы, а также работы, исполненные в черно-белом оформлении).
Участники мероприятий Всебелорусского патриотического проекта дают согласие организаторам на публикацию своих проектов, публичную демонстрацию и некоммерческое использование материалов с целью популяризации мероприятий (с соблюдением авторских прав).
- Финансирование Всебелорусского патриотического проекта
Для финансирования мероприятий Всебелорусского патриотического проекта на всех этапах могут быть использованы иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.