Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
Отдел профориентационной и рекламно-информационной работы БНТУ приглашает учащихся 5-11 классов подключиться к профориентационному онлайн-тестированию.
Вопрос “Как выбрать профессию?” намного шире, чем это может показаться на первый взгляд. Выбирая кем работать, индивид отвечает и на вопросы «Кто я?» и «Кем я буду?».
Выбор профессии – составляющая самоопределения и планирования своей дальнейшей судьбы.
По подсчетам ученых, трудясь 8 часов в день 5 дней в неделю, человек тратит на работу чуть более 10 лет своей жизни. Поэтому, выбирая профессию, люди, фактически выбирают образ и стиль жизни.
Профессия накладывает отпечаток на личность, и в значительной степени определяет психологическое благополучие человека. Трудно быть счастливым, когда работа не в радость, а в тягость. Когда труд не по душе, человек ощущает неудовлетворенность жизнью и собой, что не может не сказаться и на всех остальных сферах жизни.
Не каждый подросток способен точно определиться, в какой сфере деятельности он хочет реализоваться в будущем. А выбор нужно делать именно в этом, юном возрасте (от 14 до 19 лет), когда человек еще недостаточно созрел психологически. Неудивительно, что многие парни и девушки ошибаются, делая выбор.
Первый вид ошибок – это ошибки, базирующиеся на незнании:
Второй вид ошибок – ошибки, основанные не на соотнесении характера деятельности с личностными особенностями человека, а только лишь на:
Ошибка, если ее вовремя осознать, не станет фатальной. Профессию, как и работу можно сменить в любой момент и период жизни.
Чтобы не тратить годы жизни впустую на получение ненужной профессии и нелюбимую работу, к вопросу выбора специальности нужно подойти с особой тщательностью и ответственностью.
Работать легко и приятно только тогда, когда процесс и результаты труд приносят удовлетворение. Занимаясь любимым делом, человек трудится не формально и механически, а с душой и усердием.
Люди, занимающимся любимым делом, менее подвержены хронической усталости, профессиональному выгоранию и негативному влиянию профессиональной деформации.
На самом деле, можно освоить и заниматься любым видом деятельности, разница лишь в том, что занятие, к которому «лежит душа» способно сделать человека счастливым, а нелюбимое – несчастным. Поэтому, прежде всего, нужно разобраться в себе и в своих жизненных ориентирах.
Вопросы, помогающие разобраться в себе:
Ответы нужно записать и проанализировать. Они должны быть искренними и не обусловленными мнениями или требования со стороны. Отвечая на них, нужно отбросить все условности и ограничения.
Нередко случается так, что человек, имея любимое занятие в котором он успешен и талантлив, сознательно исключает его при выборе профессии, руководствуясь его «несерьезностью». Например, возможен такой ход мыслей: «Да, я отлично рисую, но художником не буду, так как они мало зарабатывают».
Несомненно, выбирая профессию, нужно учитывать такие моменты как:
Все это нужно осознавать, но не ставить во главу угла. Если нет подходящего ВУЗа, можно переехать в другой город, где он есть; если сегодня профессия не востребована, не значит, что завтра она не станет более популярной; если рабочих мест мало, нужно заботиться о трудоустройстве уже во время обучения, чтоб к моменту его окончания иметь работу.
Замечательно, если есть возможность еще до того как пойти учиться испробовать свои силы на практике, то есть поработать. Бывает так, что человеку интересно учиться, ему кажется, что это подходящая для него стезя, а после, придя на работу, он оказывается шокирован тем, как сильно обманулся в своих ожиданиях, и насколько теория далека от практики.
Не всегда у человека получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.
На сегодняшний день их разработано немало. Вот некоторые из них:
В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».
Автор предлагает ответить на три вопроса:
Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься».
Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и приносить доход.
Рекомендуем почитать психологическую профориентационную литературу:
Самые востребованные и невостребованные профессии в Беларуси на 2021 год
Пятерка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств
1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
2. Рабочие строительных специальностей.
3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будут безработными.
4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать. Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес-аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.
Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:
1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.
2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой̆ специальности.
3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говорится, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.
4. Специалист или инспектор по кадрам.
5. Секретарь
Вопрос «кем быть?» относится к разряду тех, на которые тяжело ответить уверенно (особенно в свои 14−16 лет). Как выбрать профессию и не разочароваться в ней?
Сначала убедись, что не допустил типичных ошибок при выборе профессии. Если с этим всё в порядке, давай подробнее разберёмся с формулой выбора профессии. Она состоит из трёх элементов: хочу + могу + надо. В чём же смысл?
«Хочу» — мои желания
При выборе профессии отталкивайся от своих желаний. Не слушай других, а ищи свою мотивацию. Помни, что выбрав профессию не по любви, ты рискуешь попасть в ряды тех, кому работа приносит страдания, а не удовольствие. Сложно сориентироваться? Тогда ответь на следующие два вопроса, они помогут определиться. Вариантов может быть не больше трёх.
Вопрос первый: с кем или с чем бы ты хотел работать?
1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели и т. д.);
2) Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования);
3) Финансы (деньги, акции, фонды, кредиты);
4) Техника (механизмы, станки, конструкции, приборы, машины);
5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т. д.);
6) Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые);
7) Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные);
8) Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты);
9) Изделия (изготовление изделий из металла, ткани, меха, кожи, дерева, камня, изготовление лекарств);
10) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоёмы, месторождения).
Вопрос второй: какой вид деятельности тебе интересен?
1) Управление (руководство чьей-то деятельностью);
2) Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей);
3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности);
4) Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение);
5) Творчество (создание оригинальных произведений искусства);
6) Производство (изготовление продукции);
7) Конструирование (проектирование деталей и объектов);
8) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо);
9) Защита (охрана от враждебных действий).
«Могу» — мои способности
Вторая ступенька самоанализа — поиск того, что у тебя хорошо получается делать. Отыскав свои сильные стороны, не забудь приписать к ним и личностные качества: характер, темперамент, психологический тип (экстраверт или интроверт) и т. д. При необходимости учти возможные ограничения по здоровью. Чем лучше ты себя узнаешь, тем проще тебе будет определиться с профессией.
Тяжело разобраться в себе? Попробуй посмотреть на себя глазами другого человека, которого ты хорошо знаешь. Описывать себя со стороны будет немного проще
«Надо» — полезность профессии
Под словом «надо» имеется в виду востребованность профессии. Сложно сказать, будет ли популярна твоя специальность на рынке труда после того, как ты закончишь колледж или вуз. Но если подковать себя знаниями о профессии, изучить тенденции, проанализировать имеющийся спрос на профессию, почитать мнения специалистов по поводу дальнейшей востребованности профессии, то вполне можно составить точный прогноз.
И небольшой лайфхак напоследок. Психологи советуют смоделировать у себя в голове такую ситуацию. Тебе нужно купить в магазине товар, но ты не знаешь, какой именно. Мало того, ты не в курсе, сколько он стоит. Да и в ассортименте не совсем разбираешься. Но знаешь, что от этой покупки зависит твоя жизнь. Подобная ситуация вызывает волнение, не правда ли? А теперь поясним, who is who.
Товар — это твоя профессия. Его цена — твои способности. Ассортимент — мир профессий. Соответственно, для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно изучить «ассортимент» профессий, оценить свои способности, соотнести их с «ценником» и выбрать самый подходящий вариант. Не забывая, конечно, о востребованности.
Мы верим, что у тебя всё получится!
Каталог УО Беларуси
Управление научно-методического обеспечения профессионально-технического образования УО РИПО опубликовал на своем сайте краткий указатель профессий, которые можно получить в учреждениях профессионально-технического образования Беларуси, с указанием областей страны, где располагается тот или иной соответствующий колледж или лицей.
Официальные сайты, содержащие информацию о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории
• Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by;
• Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
• Национальный институт образования: www.adu.by;
• Академия последипломного образования: www.akademy.edu.by;
• Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
• Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
• Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;
• Республиканский институт контроля знаний: www.rikc.by;
• Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;
• Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона: kudapostupat.by
Нормативно-правовая база
Закон Республики Беларусь "Об основах государственной молодежной политики"
Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"