Классному руководителю

Нормативные и правовые документы в сфере воспитания

Методические рекомендации

Учебно-методическая литература

Статьи по теории и практике воспитания

свернуть

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 годы

Рекомендации для классного руководителя и педагогов по профилактике суицидального поведения среди подростков

Рекомендации

для классного руководителя и педагогов учебных заведений

по профилактике суицидального поведения среди подростков и работе с учащимися «группы риска».

 

  1. Классным руководителям и всем учителям необходимо отслеживать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей.
  2. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т. п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные успехи, а эмоциональное благополучие ребенка. 
  3. При выявлении суицидальных симптомов необходимо обратиться за помощью к специалистам СППС, незамедлительно сообщить родителям и администрации школы.
  4. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на развитие стрессоустойчивости, отработку техник принятия верных решений в различных жизненных ситуациях, правил поведения в конфликте и т.п. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, позитивном прогнозе на будущее, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни других людей, художественной литературы, СМИ. 
  5. Недопустимо открытое, прямое, публичное обсуждение с учениками суицидальных случаев.
  6. Информировать детей о службах помощи и телефонах доверия.
свернуть

ПДД, План обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2022/2023 учебный год

Видеоурок для младших школьников

Видеоурок для средних школькиков

Видеоурок для старших школьников

 

ПЛАН

ОБУЧАЮЩЕ-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

(3-ий четверг каждого месяца)

№ п/п

Тема

Основные аспекты содержания

Сопровождение

2.

Занятия с учащимися I-II классов учреждений общего среднего образования

2.1.

Жилая зона

(сентябрь)

  • Провести экскурсию и изучить двор (жилую зону), в котором размещено учреждение общего среднего образования;
  • продумать безопасные маршруты движения учащихся «Дом → школа», «Школа → дом».
 

2.2.

Дорога

(октябрь)

  • Изучить интенсивность движения на участке дороги в районе расположения учреждения общего среднего образования;
  • объяснить понятия «проезжая часть», «тротуар» и рассмотреть, как пешеходы движутся по тротуарам и пешеходным переходам; как движутся транспортные средства по проезжей части;
  • провести ролевую игру «Мы участники дорожного движения».

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.3.

Стань заметней в темноте!

(ноябрь)

  • Чтение тематической сказки (рассказа);
  • объяснить предназначение световозвращающих элементов;
  • показать правила крепления световозвращающих элементов к одежде, рюкзаку и т.д.

Видеофильм

2.4.

Пешеходный переход

(декабрь)

  • Изучить месторасположение пешеходных переходов на дороге близлежащей к учреждению образования;
  • объяснить значение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;  пешеходного светофора, разметки, применяемых для регулирования движения пешеходов на пешеходном переходе;
  • провести игру с применением пазлов всех вышеназванных знаков.

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

(январь)

  • Объяснить нормы безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств;
  • объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части дороги;
  • провести игру-рассуждение «Как поступить?» (рассматриваются различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них).

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.6.

Правила поведения в общественном транспорте

(февраль)

  • Рассказать о правилах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • провести ролевую игру «Я – пассажир».

Видеофильм

2.7.

Значение дорожных знаков с изображением контура человека (детей)

(март)

  • Закрепить знания детей предназначения дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;
  • объяснить предназначение дорожных знаков: «Впереди пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено»;
  • провести игру «Выбери дорожный знак».

Мультимедийная презентация

2.8.

Дорога – не место для игр

(апрель)

  • Объяснить причины недопустимости игры вблизи дороги, во дворе вне игровых площадок;
  • назвать места для безопасной игры с мячом, скакалкой и т.д.;
  • провести игру «Выбери место для игры».

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.9.

Движение во дворе (жилой зоне) на самокатах, велосипедах

(май)

  • Объяснить нормы безопасного поведения при движении на самокате, велосипеде;
  • рассказать о выборе места и самостоятельном обустройстве трассы для фигурного катания.
  • Примечание. В случае наличия материально-технической базы (фишки, велосипед, самокат и т.п.) наиболее целесообразно проведение занятия с игровыми заданиями.

Видеофильм

2.10.

Да здравствуют каникулы!

(31 мая)

  • Объяснить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила поведения на  дороге вне населенного пункта;
  • рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;

повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток.

Видеофильм

3.

Занятия с учащимися III-IV классов учреждений общего среднего образования

3.1.

Безопасные маршруты

(сентябрь)

  • Повторить месторасположение пешеходных переходов, расположенных вблизи учреждения общего среднего образования;
  • продумать безопасные маршруты движения учащихся в учреждения общего среднего образования, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок;
  • провести игру «Выбираем безопасный маршрут».

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.2.

Правила поведения в общественном транспорте

(октябрь)

  • Рассказать о нормах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте и на его остановках;
  • провести ролевую игру «Я – пассажир».

Видеофильм

3.3.

Стань заметней в темноте

(ноябрь)

  • Закрепить знания детей о предназначении световозвращающих элементов;
  • провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар).

Видеофильм

3.4.

Зимние забавы

(декабрь)

  • Тематический рисунок «Моя любимая зимняя игра»;
  • на основе анализа рисунков, объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками;
  • показать безопасные места для зимних подвижных игр, катания на санках, спринтах.

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

(январь)

  • Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги;
  • провести игру-рассуждение «Как поступить?» (рассматриваются различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них).

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.6.

Опасности дороги

(февраль)

  • Объяснить, с какими опасностями может столкнуться пешеход при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора;
  • показать правила перехода проезжей части при движении по сигналам регулировщика;
  • моделирование ситуаций движения пешеходов по сигналам регулировщика.

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.7.

Дорога – не место для игр

(март)

  • Объяснить причины недопустимости игры вблизи дороги, во дворе вне игровых площадок;
  • назвать места для безопасной игры с мячом, скакалкой и т.д.;
  • провести игру «Выбери место для игры».

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.8.

Движение во дворе (жилой зоне) на роликовых коньках, самокатах, велосипедах

(апрель)

  • Объяснить нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, самокате, велосипеде;
  • Рассказать о выборе места и способах самостоятельного обустройства трасс для фигурного катания.
  • Примечание. В случае наличия материально-технической базы (фишки, велосипед, самокат и т.п.) наиболее целесообразно проведение занятия с игровыми заданиями.

Видеофильм

3.9.

Юный инспектор движения – звучит гордо! 

(май)

  • Рассказать о направления деятельности отрядов ЮИД, подготовке юного инспектора движения;
  • привести примеры практического применения знаний и умений, полученных юным инспектором в процессе обучения; рассказать о проводимых конкурсах и соревнованиях отрядов ЮИД.

Видеофильм

3.10.

Да здравствуют каникулы!

(31 мая)

  • Объяснить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила поведения на  дороге вне населенного пункта;
  • рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;
  • повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток.

Видеофильм

4.

Занятия с учащимися V-VI классов учреждений общего среднего образования

4.1.

Участник дорожного движения - звучит гордо!

(сентябрь)

  • Познакомить с историей создания Правил дорожного движения, объяснить необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения;
  • повторить месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения общего среднего образования, безопасные маршруты движения учащихся в, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок;
  • обратить особое внимание на нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах;
  • рассказать о направления деятельности отрядов ЮИД, подготовке юного инспектора движения, о проводимых конкурсах и соревнованиях.

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

4.2.

Развитие умения предотвратить опасность

(октябрь)

  • Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения;
  • провести тест «Внимательный участник дорожного движения».

Тест «Внимательный участник дорожного движения»

4.3.

Стань заметней в темноте

(ноябрь)

  • Закрепить знания детей о предназначении световозвращающих элементов;
  • провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар).

Видеофильм

4.4.

Зимние забавы

(декабрь)

  • Объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками;
  • показать безопасные места для зимних подвижных игр, катания на санках, сноубордах.

Видеофильм

4.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

(январь)

  • Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги;
  • рассмотреть ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

4.6.

Места повышенной опасности дороги

(февраль)

  • Повторить с какими опасностями может столкнуться пешеход при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора, правила перехода проезжей части по сигналам регулировщика;
  • показать места повышенной опасности на дорогах, расположенных близи учреждения общего среднего образования;
  • выполнить задания по проверке уровня внимания и зрительной памяти.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

4.7.

Я – пассажир

 (март)

  • Закрепить знание норм безопасного поведения в общественном транспорте и на его остановочных площадках;
  • повторить нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значение ремней безопасности.

Видеофильм

4.8.

Я – велосипедист

(апрель)

  • Объяснить правила движения велосипедистов в населенном пункте и за его пределами;
  • рассказать об обозначении велосипеда для движения по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости;
  • обратить внимание на возраст велосипедиста, необходимый для разрешения движения по дороге без сопровождения совершеннолетнего лица;

показать разрешенные места для катания на велосипеде вблизи учреждения общего среднего образования.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

4.9.

Я – путешественник

(май)

  • Повторить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила движения на велосипеде, правила поведения на дороге вне населенного пункта;
  • объяснить правила движения пешеходов на железнодорожных переездах.

Видеофильм

4.10.

Да здравствуют каникулы!

(31 мая)

  • Рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;
  • повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов,  важность обозначения велосипеда в темное время суток.

Видеофильм

5.

Занятия с учащимися VII-VIII классов учреждений общего среднего образования

5.1.

Уважаешь себя – уважай других!

(сентябрь)

  • Познакомить с историей создания автомобиля, Правил дорожного движения, объяснить необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения;
  • повторить месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения общего среднего образования, безопасные маршруты движения пешеходов;
  • объяснить последствия нарушений подростками Правил дорожного движения.

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала

5.2.

Развитие умения предотвратить опасность

(октябрь)

  • Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения;
  • провести тест «Внимательный участник дорожного движения».

Тест «Внимательный участник дорожного движения»

5.3.

Стань заметней в темноте

(ноябрь)

  • Закрепить знания подростков о предназначении световозвращающих элементов;
  • провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар).

Видеофильм

5.4.

Дорожно-транспортное происшествие

(декабрь)

  • Объяснить термин «дорожно-транспортное происшествие», причины происхождения и ответственность за совершение;
  • рассказать о действиях, если подросток стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия;
  • моделировать ситуации вызова милиции, скорой помощи.

Видеофильм

5.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

(январь)

  • Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги;
  • рассмотреть различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

5.6.

Сигналы регулировщика для пешеходов

(февраль)

  • Объяснить предназначение сигналов регулировщика;
  • провести тренинг по закреплению действий пешеходов при движении по сигналам регулировщика.
 

5.7.

Юный водитель

(март)

  • Объяснить правила движения на велосипедах, мопедах в населенном пункте и за его пределами;
  • рассказать об обозначении велосипеда, мопеда для движения по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости;
  • обратить особое внимание на возраст водителя велосипедиста, мопеда, при котором разрешено движение по дороге без сопровождения совершеннолетнего лица;
  • показать разрешенные места для катания на велосипеде, мопеде вблизи учреждения общего среднего образования.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

5.8.

Сигналы регулировщика для водителей велосипедов, мопедов

(апрель)

  • Повторить значение сигналов регулировщика;
  • провести тренинг по закреплению действий пешеходов, водителей велосипедов, мопедов при движении по сигналам регулировщика.

Мультимедийная презентация

5.9.

Путешествуем без опасностей!

(май)

  • Повторить правила движения пешеходов в населенном пункте, правила движения на велосипеде, мопеде самостоятельно и в колонне, правила поведения на дороге вне населенного пункта;
  • объяснить нормы безопасного поведения на железнодорожных переездах.

Видеофильм

5.10.

Да здравствуют каникулы!

(31 мая)

  • Рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;
  • повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов, важность обозначения велосипеда, мопеда в темное время суток.

Видеофильм

6.

Занятия с учащимися IX-XI классов учреждений общего среднего образования

6.1.

Уважаешь себя – уважай других!

(сентябрь)

  • Объяснить: необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения, последствия нарушений Правил дорожного движения.

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала

6.2.

Развитие умения предотвратить опасность

(октябрь)

  • Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения, тестирование.

Тест «Внимательный участник дорожного движения»

6.3

Стань заметней в темноте

(ноябрь)

  • Закрепить знания молодежи о предназначении световозвращающих элементов.

Видеофильм

6.4.

Дорожно-транспортное происшествие

(декабрь)

  • Объяснить причины происхождения и ответственность за нарушение Правил дорожного движения;
  • рассказать о действиях свидетеля дорожно-транспортного происшествия;
  • моделировать ситуации вызова милиции, скорой помощи.

Видеофильм

6.5.

Государственная автомобильная инспекция

(январь)

  • Рассказать историю становления ГАИ, её функции и задачи.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

6.6.

Основы теории движения автомобиля

(февраль)

  • Рассказать об осветительных приборах, скоростном режиме движения, остановочном пути автомобиля.

Мультимедийная презентация

6.7.

Все о мотоциклах и скутерах

(март)

  • Объяснить особенности управления, порядок получения права управления, административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Видеофильм

6.8.

Сигналы регулировщика

(апрель)

  • Повторить значение сигналов регулировщика, провести тренинг по закреплению действий при движении по сигналам регулировщика.

Мультимедийная презентация

6.9.

Путешествуем без опасностей!

(май)

  • Повторить правила движения пешеходов в населенном пункте и вне его самостоятельно и в колонне; правила движения на велосипеде, мопеде самостоятельно и в колонне; нормы безопасного поведения на железнодорожных переездах.

Видеофильм

6.10.

Да здравствуют каникулы!

(31 мая)

  • Повторить необходимость применения пешеходом световозвращающих элементов; важность обозначения велосипеда, мопеда в темное время суток; нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значение ремней безопасности.

Видеофильм

свернуть

Методический материал для проведения занятий с учащимися учреждений образования по разъяснению мер безопасности в осенне-зимний период на водоемах

г. Брест – 2022 г.

ОХРАНА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАМЕРЗШИХ ВОДОЕМАХ

 

Инструкция по безопасному поведению на замерзших реках, водоемах

  1. Общие знания об опасности на замерзшем водоеме

Замерзший водоем — зона повышенной опасности.

 Основными причинами гибели, проваливания в ледяную воду людей являются:

- незнание и нарушение правил безопасности на льду;

-сосредоточение больших групп людей на ограниченной территории;

- выбегание с берега на неокрепший лед;

- проверка льда на прочность ударами пятки о поверхность замерзшей вод;

         Крепость льда зависит от температуры воздуха. Утром и днем он не такой прочный, как вечером. Особенно опасен лед во время оттепели.

 Лед крепче у берега: его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность, быстрое течение воды, где бьют ключи или впадает в реку ручей.

 Лед зеленоватого оттенка толщиной 7 см – безопасный, он выдерживает одного человека, лёд голубого цвета – прочный;  белого оттенка – прочность его в 2 раза меньше; серый, матово-белый или с желтоватым оттенком – лед ненадёжен.

 Чрезвычайно ненадежен лёд под снегом и сугробами

 В начале зимы наиболее опасна середина водоема, в конце зимы опасны прибрежные участки.

  1. Меры безопасности при нахождении на замершем водоеме:

Безопаснее всего спускаться и выходить на берег в местах, где лед виден и не покрыт снегом.

     Если вы ступили на лед:

- Обязательно проверьте прочность льда. Если после первого сильного удара палкой покажется хоть немного воды - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

-  Обходите вмерзшие в лед кусты или какие-либо предметы, а также места сброса промышленных вод – лед там всегда непрочен.

   Во время лова рыбы опасно собираться большими группами на льду, делать несколько лунок рядом.

 Если увидели, что кто-то провалился:

-  Позовите на помощь – «Человек тонет!»

- Приближайтесь к пострадавшему ползком (лучше всего подложить под себя фанеру, доску или что-нибудь подобное).

- За 4-5 метров до пролома подайте пострадавшему шест, доску, веревку, ремень или шарф.

-  Медленно отползая, вытягивайте пострадавшего на прочный лед.

 Безопасность при движении по льду:

- Не выходить на лед в одиночку, особенно на тонкий лед в начале зимы (лед ломается со звонким хрустом) и в начале весны (лед ломается без треска, вода быстро просачивается и заполняет следы);

-  Имейте в руках палку, прощупывайте  перед собой путь;

-  Если лед начал трескаться, осторожно ложитесь и перемещайтесь по своим следам обратно;

-  Ни в коем случае не ходить по льду гуськом. При движении по водоёму группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 - 6 метров и быть готовым оказать помощь впереди идущему;

-  При переходе водоема по льду на лыжах, рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо. Первым идет инструктор или тренер. Интервал между лыжниками должен быть 5-6 метров. Идущий первым, ударами палок, проверяет прочность льда и следит за его состоянием.

  1. Запрещается:

  Кататься и собираться группами на тонком, ещё неокрепшем льду, особенно во время оттепели.

  Опасно выбегать и прыгать с берега на лед, когда неизвестна его прочность.

  Во время движения по льду следует обходить места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, выход родниковых вод, выступают на поверхность кусты, трава, коряги, вмерзшие воздушные пузыри, протекают воды промышленных предприятий.

  Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами. Помните, что под снегом даже в сплошном окрепшем льду можно встретить прорубь, полынью, промоину.

  1. Действия в чрезвычайной ситуации:

 Если человек попал в полынью:

 Для оказания помощи используют любые подручные средства:  длинный шест, лыжу, веревку, ремни, одежду, длинный шарф (в случае с веревкой или шарфом завяжите на конце узел) и др.;

  Постарайтесь приблизиться к полынье по следам, последние 10-15 метров передвигайтесь ползком;

  Не доползая до края полыньи, подайте пострадавшему шест, лыжу, веревку и т.п. и тяните его вместе в предметом;

 Следует знать: не наматывайте веревку на руку – пострадавший может утянуть за собой в полынью.

  Если спасателей двое, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги.

 Вызовите медиков, до их прибытия окажите пострадавшему первую помощь.

 Если провалились под лед:

- Передвигайтесь к тому краю полыньи, откуда идет течение;

- Нельзя в панике хвататься за кромку тонкого льда  или наваливаться на нее всей тяжестью тела, от этого лед обламывается, и место провала расширяется.

- Добравшись до края полыньи, старайтесь побольше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда;

-  Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу;

-  Выбравшись из воды, поспешите согреться: охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

 

Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие  толщины льда прилагаемой нагрузке:

- безопасная толщина льда для одного человека  не менее 7 см;

- безопасная толщина льда для сооружения катка  12 см и более; 

- безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более; 

 - безопасная толщина льда для проезда автомобилей  не менее 30 см.

 

 

 

 

Это надо знать!

Выживание в холодной воде.

  1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С.  Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.
  2. Скорость снижения температуры тела  зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.
  3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.

 Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде?

  1. Перехватывает дыхание.
  2. Голову как будто сдавливает железный обруч.
  3. Резко учащается сердцебиение.
  4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов.
  5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.
  6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи.
  7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр.

 

 

Время безопасного пребывания  человека в воде:

- при температуре воды 24°С время безопасного пребывания  7-9 часов,

- при температуре воды 5-15°С  –  от 3,5 часов до 4,5 часов;

- температура воды 2-3°С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;

- при температуре воды минус 2°С – смерть может наступить через  5-8 мин.

 

Основные  причины смерти человека в холодной воде:

Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.

Смерть может наступить  в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.

Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.

Быстрая потеря тактильной чувствительности (онемение). Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

 

Помните!

Замерзшую реку или озеро лучше пересекать на лыжах. При этом крепление лыж лучше расстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

Если водоем пересекает группа, расстояние между пешеходами должно быть не менее 5 метров.

Если все же человек провалился в воду, он должен звать на помощь, сохраняя спокойствие, действовать самостоятельно. Нужно немедленно раскинуть широко руки по кромкам льда, не делать резких движений, опираясь грудью и руками на кромку льда, попытаться выбраться на прочный лед и ползти к берегу.

Если на ваших глазах на льду провалился человек, немедленно крикните, что идете на помощь. К терпящему бедствие надо идти ползком, широко раскинув руки. Если есть возможность, подложите под себя лыжи, доску, фанеру и ползите на ней. Лед выдерживает человека на расстоянии 3-4 метра от края полыньи. Поэтому старайтесь протянуть пострадавшему лыжу, лыжную палку, веревку, доску. Можно использовать крепко завязанные шарфы. Когда спасающих несколько, они могут лечь на лед цепочкой, взяв один другого за ноги и ползти к полынье. Действовать надо решительно и быстро, так как человек, попавший в полынью, быстро замерзает, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде. Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лед и ползком вместе с ним выбираться из опасной зоны. Затем надо укрыть его от ветра, как можно быстрее доставить в теплое место, растереть тело, переодеть в сухое и напоить чаем.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПРОВАЛИЛИСЬ В ХОЛОДНУЮ ВОДУ?

- не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание, позовите на помощь окружающих;  

- держите голову над водой;

- постарайтесь освободиться от обуви, сбросив ее;

- раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения;

- попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а затем и другую ногу на лед;

- если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;

- ползите в ту сторону - откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность;

При нахождении в воде нужно уметь противостоять опасным факторам, характерным для  водоемов. Особенно опасны судороги, вызванные охлаждением тела или переутомлением мышц. При судорогах кистей рук нужно резко сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Если свело одну руку, следует лечь на бок и работать другой рукой под водой. При судорогах мышц живота необходимо, лежа на спине, энергично подтягивать колени к животу. Если свело икроножную мышцу, следует, вытянув ногу над поверхностью воды, энергично подтягивать руками стопу к себе. При судорогах мышц бедра надо, резко согнув ногу в колене, сильно сжать пятку руками.

 

ЕСЛИ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

Вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду. Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье. Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест. Осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны. Ползите в ту сторону - откуда пришли, ведь лед там уже проверен. Доставьте пострадавшего в теплое место.

                        ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ

Провалившись под лед, человек может оказаться в различных состояниях. В одном случае он может просто выкупаться в ледяной воде,  пока сам или с помощью спасателей выберется из опасного положения, а в другом – он может тонуть, наглотаться воды и потерять сознание.  У незакаленных людей через несколько минут могут возникнуть явления холодового шока с потерей сознания. Известно, что при температуре воды, близкой к 00С, потеря сознания может наступить через 15 минут пребывания в воде в обычной одежде, а при температуре +100С – через полчаса.

В первую очередь пострадавшего необходимо согреть. Извлеченного из воды укутывают и быстро доставляют в теплое помещение, где с него снимают мокрую одежду, насухо вытирают, а затем энергично растирают тело куском шерстяной или суконной материи. Для возбуждения сердечной деятельности его поят горячим чаем или кофе, при возможности пострадавший принимает горячий душ в течение 10-15 минут или водяную ванну с постепенным повышением температуры воды от  34 – 350С  до   40 – 420С.

Если  нет условий, для общего согревания тела используют бутылки с горячей водой, нагретые камни, грелки и другие источники тепла. В случае отсутствия дыхания и сердечной деятельности приступают к их восстановлению таким же образом, как и при утоплении.

Когда появляется сознание, пострадавшего продолжают согревать, укутывать в теплое одеяло и предоставляют ему покой. Ранения, царапины, ссадины у пострадавшего обрабатываются спиртом, настойкой йода и перевязывают стерильным бинтом. Очень часто могут быть обморожения. Обмороженное место растирается, обрабатывается спиртом, затем накладывается стерильная повязка. Напоите пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь - в подобных случаях это может привести к летальному исходу.

В тяжелых случаях переохлаждения спасенных отправляют в больницу

 

Изучив эти правила, еще раз подумайте о том, что вы узнали, проанализируйте все описанные в ней случаи и  правила, обсудите с товарищами. И самое главное — выполняйте их! Предупреждайте всех, кто нарушает эти  правила, о грозящей им опасности.

 

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАМЕРЗШИХ ВОДОЕМАХ

 

(Примерная беседа с учащимися учреждений образования)

Лед на водоемах очень опасен осенью и весной. Наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавшийся от замерзания поверхностного слоя льда. Для взрослого человека лед безопасен, когда его толщина не менее 7 сантиметров. Ребята любят устраивать зимой на льду катки. Нужно помнить, что каток необходимо обустраивать при толщине льда не менее 10-12 сантиметров, а если каток рассчитан на массовое катание – 25 сантиметров.

Детям не разрешается, особенно осенью и весной ходить по льду без сопровождения взрослых.

Крепость льда зависит от температуры воздуха. Утром и днем он не такой прочный, как вечером. Особенно опасен лед во время оттепели.

Нельзя ступать на лед, не убедившись в его крепости. Надо помнить, что лед крепче у берега: его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность, быстрое течение воды, где бьют ключи или впадает в реку ручей. Очень осторожным следует быть в местах примыкания льда к берегу. Здесь лед, как правило, менее прочен и в нем могут быть трещины. Это, в первую очередь, касается тех ребят, которые любят кататься на санках и лыжах с крутого берега с выездом на лед.

Прочность льда надо всегда проверять. Прежде чем ступить на лед, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов, лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить путь, так, чтобы избежать опасных мест. Передвигаться по льду следует не спеша, просматривая дорогу впереди, а в сомнительных местах определяя состояние льда ударами крепкой палкой. Нельзя проверять прочность льда ударами ноги. Особая осторожность нужна после снегопадов, когда под слоем снега не видны трещины, полыньи, проруби.

свернуть